Форум » Флейм » Страна восходящего солнца ))) » Ответить

Страна восходящего солнца )))

Shaoran: Поговорим о Японии? [IMG SRC=/img/sm11.gif]

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 All

Пикселище: НЕсчастный братец... гы) А еще учитель у куноити прикольный... "контокуся"

Пикселище: А Томине Миамоте выражаю благодарность и респекты, выкладывай исчо...

Томино Миамото: Пикселище За благодарность спасибо) А имя Томино Миамото не склоняется) (это так, на будущее) Из-за этого какие только производные от моего имени не придумывали! А вот как ты, не склонял еще никто))


Hikaru: Томино Миамото пишет: А вот мне иногда приходится, так что я совсем не против обучиться) Дамне тоже порой приходится домой поздно возращаться, курсы как ни как... Я просто стараюсь идти по людной дороге...Пикселище пишет: НЕсчастный братец... Ничего ему полезно, мне за могое ему надо отомстить...

Eriol: Томино Миамото пишет: А вот как ты, не склонял еще никто)) То ли еще будет ой, ой, ой.

Hikaru: Иероглиф Иероглиф – греческое слово (hieroglyphoi), буквально оно означает «священные письмена». название «иероглиф» первоночально обозначало «священные, высеченные на камне письмена»…». Ничего общего со «священными письменами» или «идеограммами» японские «иероглифы» не имеют. Подобное название является в известной мере исторической случайностью. история японской письменности Официальная японская историография, основывающаяся на мифах и преданиях «Кодзики» и «Нихонги», утверждает, что распространение китайской иероглифической письменности в Японии тесно связано с конфуцианством, хотя знакомство с китайской письменностью, как это подтверждается некоторыми историческими памятниками, произошло на рубеже новой эры. Применение японцами китайской иероглифической письменности относится к 4 - 5 вв.: в имперских коллекциях Японии хранится бронзовое зеркало японской работы с иероглифическими надписями, найденное в деревне Каваи, Нарской префектуры, относящееся к 4 - 5 вв. Около 400 г. из Пэкче было отправлено в Японию специальное посольство. В его состав входили два китайских учёных корейского происхождения, названные в «Нихонги» Акити и Вани. Они привезли с собой свитки на китайском и корейском языках. По традиции этот момент считается началом введения китайской письменности в Японии. Однако в 5 в. письменность была ещё достоянием очень немногих и только в конце 5 - начале 6 в., когда китайское письмо было приспособлено к японскому языку, получила практическое применение. Во время правления Сётоку-Тайси в 607 г. из Ямато в Китай (ко двору Суй) во главе большого посольства был отправлен Оно-но Имоко. В 608 г. Он возвратился в сопровождении китайского посла. Власть Сётоку-Тайси достигла зенита. При дворе начинают вести летопись на китайском языке. По преданию, в 620 г. Были завершены два исторических сочинения, приписываемые Сётоку-Тайси, - «Тэнно-ки» («Летопись царей») и «Коку-ки» («Летопись государства»). Целый штат монахов (корейцев, китайцев, японцев) был занят перепиской буддийских сутр и китайских комментариев к ним. Свитки украшались живописью руками опытных мастеров. Японские и китайские иероглифы Слово, которым в японском языке называют иероглифы – «кадзини» (kanji), происходит от имени китайской династии Хань, в Китае иероглифом «хань» обозначают и династию Хань, и сам Китай, а китайские иероглифы называются «ханьцзы». Заимствование иероглифов привело к тому, что каждый иероглиф, помимо японского чтения (кунного) чтения имеет ещё и китайское название (онное чтение), иногда даже несколько. Это сильно усложняет изучение языка даже самими японцами.( во до чего дошли)... Фонетика и грамматика Вместе с иероглифами японцы заимствовали из китайского языка огромное количество слов, приспособив их к фонетическому строю своего языка. Но китайский и японский языки существенно отличаются друг от друга, не только фонетикой но и грамматикой, поэтому возникла необходимость создать менее громоздкие знаки для записи служебных слов и изменяемых частей слова. Для этой цели около тысячи лет назад были созданы две слоговые азбуки – хирагана и катакана, объединённые общим названием «кана». Слоговые – потому что каждый символ каны отображает звучание одного слога. Всего основных слогов (а, соответственно и основных знаков каждой азбуки) 46. Система японского письма называется «кандзи – как – мадзири – бун», то есть «письмо иероглифами с примесью азбуки». Я решила написать всего лишь всё это вкрадце дабы чтобы всё это не описывать подробно... иначе...

Hikaru: Катакана В словарном составе японского языка имеется большое количество слов иностранного (неяпонского) происхождения. Сначала в Японию в период заимствования иероглифического письма из Китая проникла китайская лексика. На другом историческом этапе, в период становления Японии в качестве современной индустриальной державы, началось массовое заимствование слов из других языков. При этом была усвоена не только терминология из разных областей знаний, но и бытовая лексика. Заимствования получили название гайрайго и вошли в японский язык, претерпев определенные фонетические изменения. Для их записи используется исключительно азбука катакана. Азбука хирагана для этих целей применяется очень редко и только в качестве литературного приёма. В Китае заимствования записываются иероглифами, в Японии иероглифы в этой роли не встречаются. Количество гайрайго в современных текстах, особенно в научной и научно-технической литературе, весьма значительно и достигает в отдельных фрагментах 30-70% от общего количества знаков. В стране регулярно выходят словари новых гайрайго. Хорошее знание английского языка (или знание терминологии на английском языке в интересующей области) позволяет в большинстве случаев быстро узнавать в слове, записанном азбукой катакана, его английский эквивалент. Однако, вследствие естественного различия между английской и японской фонетикой, некоторые слова становятся трудноузнаваемыми. В этих случаях становится необходимым знание правил транскрибирования. Хирагана Заимствуя иероглифы, японцы одновременно вводили в свой язык и связанные с ними китайские слова. С практически каждым иероглифом ассоциируются несколько разных по природе слов: японское по происхождению, для записи которого и был заимствован соответствующий иероглиф, получившее название кун; китайское по происхождению, заимствованное вместе с иероглифом, получившее название он. Оны, в основном, вошли в японский язык в качестве компонентов слов, составленных из нескольких иероглифов (иероглифы в таких составных словах обычно читаются по ону). Такие составные слова либо заимствовались в готовом виде из Китая, либо составлялись и до сих пор составляются в Японии так же, как в Европе в наше время образуются слова из греческих и латинских корней (телефон, автомобиль, телевизор). Слова, состоящие из одного или нескольких онов, независимо от места происхождения этих слов (Япония или Китай) называются канго. В противоположность канго существуют японские по происхождению слова, получившие название ваго. Значение этого термина, в принципе, совпадает с значением термина кун. Ваго, как правило, записываются одним иероглифом (в отличие от сочетания иероглифов, которым записываются канго). При этом, надо иметь ввиду, что с одним иероглифом часто связаны несколько кунов. Кроме этого, подавляющее большинство ваго составляют изменяемые части речи, окончания которых невозможно передать, используя только иероглифы. В этой связи для правильного прочтения ваго и передачи словоизменения используется прием записи основы слова иероглифом, а изменяемой части слова азбукой хирагана. Эта, записанная азбукой, часть слова называется окуригана. Отсюда следуют рекомендации в части выбора чтения иероглифа. Иероглиф читается по куну, если за ним следует окуригана, как словообразовательное или словоизменительное окончание. В иероглифических сочетаниях же иероглифы читаются по онам. Иногда (в этом нет определенной закономерности) слова, записанные иероглифами, читаются не по ону, а по куну. Встречаются и смешанные сочетания, когда в слове один иероглиф читается по куну, а другой - по ону. Подробное рассмотрение этих проблем находится за пределами нашего очерка. Достаточно отметить, что азбука хирагана используется в качестве окуриганы при записи японской по происхождению лексики. Далее, азбукой хирагана может быть записано целиком любое слово из числа ваго. Нет никаких правил, диктующих запись слова иероглифом и азбукой или только азбукой. Также не регламентируется количество слогов окончания, записываемых азбукой, при записи основы слова иероглифом. Японский язык по морфологической классификации относится к агглютинативным языкам. Это означает, что различные грамматические формы частей речи образуются путем прибавления к основе-корню определенных суффиксов, каждый из которых выражает только одно грамматическое значение. Все эти суффиксы, присоединяемые к основе, обозначенной иероглифом, записываются азбукой хирагана. Этой же азбукой записываются особые служебные слова (падежные показатели), указывающие на падеж существительных (поскольку изменения самих существительных по падежам в японском языке нет), записываются служебные слова, адекватные предлогам в русском языке, но называемые в японском языке "послелоги". Из всего этого следует интересное замечание. Все суффиксы, служащие для образования различных грамматических форм изменяемых частей речи (глаголов и прилагательных), являются неизменными (не зависят от рода, числа, лица и корня слова, к которому они присоединяются). Падежные показатели и послелоги, относящиеся к существительным, также являются неизменными. Т.е. в японском языке существует набор неизменных грамматических показателей, которые "выделены" специальной азбукой (хирагана). По этой причине многие учебники японского языка содержат так называемый грамматический указатель, в котором в алфавитном порядке расположены грамматические показатели. При помощи такого указателя значительно облегчается грамматический анализ предложения.

Hikaru: Употребление катаканы и хираганы. Употребление катаканы и хираганы может отличаться от принятого. Эти случаи, как правило, возникают из-за желания придать тексту некоторую стилистическую окраску. Применение хираганы для записи гайрайго иногда встречается в коммерческой рекламе. Такое написание выразительно уже в силу эффекта неожиданности. Но это ещё и напоминание об эпохе Мэйдзи, когда иностранные слова писали иероглифами и хираганой, а катакана еще не стада символом иноязычного заимствования. Катакана вместо хираганы - тоже средство подчеркивания. Здесь будет уместно вспомнить, что катакана угловата и сравнительно проста, хирагана округла и значительно сложнее: катакана генетически связана с иероглифическим уставом (деловая строгость), хирагана - связана со скорописью (прихотливая вольность); катакана возникла в сфере камбуна (китайский текст, изданный для чтения японцами), хирагана же - в сфере вабуна (литература на японском языке периода IX-XII в.в.), а эти сферы японской словесности образуют, как известно, оппозицию по признакам "чужеземное - исконное", "строгая ученость - вольная фантазия", "мужское занятие - женское дело". Всё это позволяет предположить, что еще в средние века катакана и хирагана обрели определенные выразительные возможности, которые и предопределили разделение функций, наблюдающееся между ними сегодня. За катаканой постепенно закрепилось обобщенное значение чужого, искусственного, твёрдого (офис, долг), за хираганой - значение родного, естественного, мягкого (дом, отдых). Это помогает понять, почему катакана продержалась вплоть до последнего времени в императорских указах и военных уставах, почему она укоренилась в телеграммах, а в наши дни и в разнообразных деловых документах, печатаемых на пишущих машинках европейского типа (неиероглифических), в то время как хирагана настойчиво расширяла свои позиции в начальных учебниках родного языка и детских книжках и в конце концов совершенно вытеснила из этой сферы катакану, оставив ей место лишь в иностранных словах ("искусственное - естественное", "твёрдое - мягкое"). Становится ясным, почему в современных словарях и учебниках для передачи онных чтений иероглифов чаше всего служит катакана, а для передачи кунных - хирагана ("чужое - родное"). Наконец, вполне закономерным представляется обычай писать катаканой инокультурные лексические заимствования. Интересно, между прочим, что катакана (либо иероглифы с катаканой) систематически применяются в японской литературе для передачи речи иностранцев, это своего рода орфографический знак иностранного акцента. Этот прием используется даже в тех случаях, когда передается речь японца, говорящего на иностранном языке. В то же время не следует упускать из виду, что в некоторых случаях (названия растений и животных, например) катакана употребляется отнюдь не в силу присущих ей стилистико-выразительных особенностей, а просто с целью зрительно выделить основу слова, поскольку выделить её с помощью иероглифов нельзя (иероглифы для лексики этого типа сейчас почти не употребляются, в большинстве своём это редкие внелимитные знаки), а без выделения основ читать японский текст, не знающий пробелов между словами, гораздо труднее. Представления о выразительных возможностях катаканы и хираганы дают возможность объяснить и то предпочтение, которое отдается хирагане при записи служебных элементов японского языка. Прежде всего это объясняется тем, что такие элементы относятся к ваго, исконно японскому языковому материалу. Но, может быть, еще и тем, что слова служебные и близкие к служебным, универсальные менее всего замечаются, осознаются как слова, они необходимы как воздух, но как воздух и невидимы. Выразительные возможности японской орфографии широко применяются в литературе и журналистике. Когда ничем не примечательный населенный пункт вблизи Токио превратился в главный международный аэропорт Японии, одна из японских газет посвятила этому событию заметку по заголовком Нарита кара Нарита э но гэкидо: "Стремительный скачок от Нарита к Нарита", где первое нарита напечатано иероглифами, а второе - катаканой. "Нарита" в иероглифической записи - это обычное японское название географической местности, каких тысячи. "Нарита" в записи катаканой - название особое, собственное имя уникального объекта, ставшего воротами, связывающими Японию со всем внешним миром. Статьи про катакану хирагану и про их употреблении взяты с этого сайта Если кому-то интересно узнать больше, могут зайти туда и посмотреть всё сами

Eriol: КИОТО — древняя столица Японии, ныне административный центр префектуры Киото. Население — 1960 тыс. человек. В октябре 794 г. император Камму и наследный принц въехали в новую столицу, названную Хэйан(кё), что означает «город мира и спокойствия». До этого столица находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги, в результате которых было совершено политическое убийство, побудили двор поменять место своего пребывания — император и его окружение посчитали, что город осквернен пролитой кровью. Для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Деревня располагалась в живописной долине среди гор, строительные работы начались в 793 г. Японский императорский двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский манер — улицы пересекались под прямым углом. Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями, туда стекался и ремесленный люд. Предприимчивые торговцы открывали там свои лавки и меняльные конторы. Киото с древнейших времен являлся культурным центром страны, не утратил он этой роли и сейчас. Будучи столицей страны, местом пребывания японского императора и придворной аристократии, город стал средоточием талантов: известнейшие художники, поэты, писатели, а также люди других творческих профессий стремились поселиться здесь. В его истории выделяется XI в., который называют золотым: именно в то время написаны известные во всем мире произведения японской классической литературы — «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон. С XIII в. город выступал и как религиозный центр, различные буддийские школы имели свои главные храмы в Киото или в непосредственной близости от города. В XIV–XVI вв. Киото был местом пребывания бакуфу, правительства сёгуна, бурные события японской истории тех лет буквально огнем и мечом прошлись по его улицам и постройкам. В период войны Онин (1467–1477) военные действия шли прямо на улицах Киото, храмы, дворцы, жилища были разрушены до основания. Бедствием Киото были и многочисленные пожары, которые не щадили деревянные постройки, будь то дворец или дом простого горожанина, случались они и тогда, когда в стране наступил долгожданный мир. Но город восстанавливался, возрождаясь каждый раз из пепла, как птица Феникс. Славу Киото принесли его искусные ремесленники, которые изготовляли мечи, изделия из фарфора и керамики, музыкальные инструменты, кисти для письма, принадлежности для чайной церемонии, поделки из золота и серебра, высококачественные изделия из шелка, принадлежности для буддийских алтарей, бумагу высокого качества для императора, придворной знати и высших слоев самурайства. Киотоские товары имели высокую репутацию и свой особый традиционный стиль; киотоское качество продолжает сохраняться и сегодня, хотя много и ширпотреба, особенно среди сувениров. Славился город и ткачеством, и высоким качеством окраски тканей. Киотоский художник Миядзаки Юдзэн (1654–1736) изобрел особый способ крашения, получивший его имя — юдзэн-дзомэ. Этот метод позволяет воспроизводить тонкие графические рисунки на одежде и до сих пор является специфическим для Японии видом крашения. Современный Киото являет собой историческую книгу со множеством иллюстраций. И нет, пожалуй, лучшего места для желающего подробно познакомиться не только с историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями, ремеслом, архитектурой. В Киото древние памятники как бы перемешаны с современными сооружениями. Самыми популярными достопримечательностями Киото являются храмы Киёмидзу, Ясака, Хэйан, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме Рёандзи, сёгунский замок Нидзё, старый императорский дворец Госё, загородный дворец Кацура Рикю. В 1868 г. столица Японии была перенесена из Киото в Токио. Но Киото сохранил свою значимость как культурный центр страны, как сокровищница национальной архитектуры и садово-паркового искусства.

Eriol: Чайная церемония – строго расписанный ритуал, участие в котором принимают Мастер Чая, - человек, который заваривает и разливает чай, - и те, кто присутствуют при этом и впоследствии пьют приготовленный напиток. В Японии это действо называется «тя-но-ю», в Китае – «гун-фу ча» («высшее мастерство чаепития»). Традиции проведения этого замысловатого ритуала в Китае и Японии в силу исторических событий причудливым образом перемешались. Изначально в Китае пили зеленый чай, истолченный в порошок. При заваривании подобного чая получался крепкий настой темного цвета с терпким горьковатым вкусом. В период с 1206 по 1368 гг. Китай оказался оккупирован Чингисханом и Кублаханом, по указанию которых большинство чайных плантаций было уничтожено. Японцы же, удачно избежав монгольского завоевания, продолжали культивировать искусство чаепития, заимствованное Эйсаем Мэйаном в 1191 году, когда тот привез в Японию семена чая, и дополняли его особыми манипуляциями. Чайный ренессанс в Китае случился только в XIV веке, и именно тогда был изобретен новый способ заваривания чайных листьев – их опускали в кипяток целиком. Порошковый чай становился все менее популярным и со временем искусство его приготовления было утрачено. Однако в Японии чай размолотый в пудру является неотъемлемой частью торжественного церемониала. Для тя-но-ю используется особый сорт японского чая - Гиокуро, имеющий тонкий запах морских водорослей и дающий насыщенный изумрудный настой. Чаепитие в Японии – целый ритуал, связанный со многими условностями, которые, позволяют участникам церемонии отрешиться от мирских забот и, отбросив такие препоны, как разное происхождение или социальное положение, разделяющие их в повседневной жизни, предаться интеллектуальному и духовному общению друг с другом. Тя-но-ю – своего рода система отдыха от будничных забот. В своей классической форме она происходит в чайном домике «тясицу», имеющем подчеркнуто скромную обстановку и представляющем собой небольшое помещение площадью не более 9-10 м2. В тясицу ведет узкий и низкий вход, не более метра в длину и ширину. В идею подобного входа заложен глубокий философский смысл: каждый, кто хочет войти в чайное пространство, независимо от ранга и чина, должен склониться, выражая почтение старинному церемониалу, а также принимая непременное условие тя-но-ю, которое гласит «здесь все равны». Также в давние времена низкий вход не давал возможности аристократам из военного сословия войти в чайный домик вооруженными, свои длинные мечи им приходилось оставлять за порогом. Перед входом приглашенные снимали обувь. Таким образом, гости придерживались четырех принципов тя-но-ю: гармония, почтительность, чистота, умиротворение. Поскольку главной целью чайной церемонии является стремление создать обстановку душевности и отойти от суетности повседневных забот, гости проводят это время в беседах о прекрасном, и неизменно темой их разговоров становится свиток с живописью или каллиграфической надписью, размещенный в специальной нише «токономе», которая располагается прямо напротив входа и сразу привлекает внимание гостей. Во все времена свиток для токономы и цветы для украшения тясицу подбирались с особой тщательностью. Участникам тя-но-ю недопустимо разговаривать на будничные или деловые темы, поэтому во время чаепития они беседуют о свитке в токономе, о философском смысле начертанного на нем изречения, о красоте чайной утвари, в которой прежде всего ценится не утонченность украшения, а печать времени. Для проведения тя-но-ю необходимыми предметами являются шкатулка с зеленым чаем, чаша и бамбуковый венчик, которым мастер церемониала взбивает залитую кипятком чайную массу, пока порошок полностью не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. Гости отпивают из этой чаши по очереди, следуя строго предписанному ритуалу. После густого порошкового чая подается слабый чай, который разливается по отдельным чашам совсем небольшого размера (20-40 мл.) и начинается беседа о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи… В Японии существует несколько форм тя-но-ю: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай для торжественных случаев. Во время ночного тя-но-ю гости пьют крепкий чай, угощаясь традиционными японскими сладостями из рисовой и бобовой муки, и любуются звездами. Чай, который пьют на восходе позволяет восхититься изумительной картиной просыпающейся природы и первыми лучами солнца. Утренний чай подается в жаркую погоду, а специальный организуется по каким-либо торжественным случаям: встреча с друзьями, смена времени года, различные праздники… В китайской чайной церемонии, целью которой является не только установление приятной для общения атмосферы, но и достижение некоего изменения сознания (в древние времена чай неслучайно использовался в религиозных мистических ритуалах) используют только У-лунские (бирюзовые) чаи, сочетающие в себе крепость черного и легкость и аромат зеленого чая. Именно улуны дают возможность максимально насладиться четырьмя основными качествами чайного листа: его формой, цветом настоя, ароматом и неповторимым вкусом. Для того, чтобы чай «ожил» и возымел свое волшебное воздействие, его необходимо «разбудить», «вдохнуть в него живительную силу». Для этого чайные листочки помещают в «чайную колыбель» (ча хэ), и каждый, держа ее в сложенных лодочкой ладонях, подносит к лицу и, выдыхая носом теплый воздух, согревает чай своим дыханием, помогая ему «проснуться». В прогретый заранее чайник через специальную воронку из дерева, мастер чая, ссыпает чайные листочки, помогая себе тонкой палочкой, чем превращает приготовление чая в действительно неповторимый по своим ощущениям ритуал. Первую заварку обычно не пьют, считается, что чай только проснулся и еще не набрал нужную силу. В дальнейшем процессе чай перемещается в сосуд, напоминающий собой молочник, его называют «море чая» (ча хай). И наконец, чайные волны находят свое пристанище в чайной паре, состоящей из высокой узкой чашки, предназначенной для вдыхания чайного аромата, и низкой широкой пиалы, позволяющей насладиться цветом и вкусом напитка. Мастер наливает чай в продолговатую чашу, затем накрывает ее сверху пиалой и быстро переворачивает. Это действо – мировой процесс в миниатюре, обмен энергией инь и ян, мужского и женского начала, которые взаимоопределяют и дополняют друг друга. Отпивая глоток из чаши с улунским чаем, в самом деле ощущаешь то, как меняется собственное восприятие мира, как слетает шелуха искусственности, как обнажается суть вещей, как явным становится то, что раньше почти невозможно было заметить. Чай, приготовленный с соблюдением всех канонов, рождает в человеке возвышенные, торжественные чувства. «Высшее мастерство чаепития – поклонение красоте в сером свете будней», - так выразил суть волшебного ритуала основоположник современной чайной церемонии дзэнский монах Сэн-но Рикю.

Пикселище: Томино Миамото пишет: А имя Томино Миамото не склоняется) (это так, на будущее) я знаю) Hikaru пишет: Ничего ему полезно, мне за могое ему надо отомстить... брату? Отомстить? Ё-моё)) Чтож там за монстр?

Пикселище: Стоп а ты не моя сестра? А то мне есть за что мстить

Hikaru: Пикселище пишет: Чтож там за монстр? Вас познакомить? предупреждаю что многие мои знакомые после знакомства с ним держатся подальше...Хотя он слегка остепенился, но я злопамятная.. Пикселище пишет: Стоп а ты не моя сестра? А то мне есть за что мстить Поверь мне будь ты моим братом я тя сразу узнала бы, у него речь особенная... не такая как у людей...

Томино Миамото: Братья - это, конечно, хорошо (у самой есть ^^ ), но давайте все же об этом в Кафе, что ли... =)

Пикселище: *приносит раскладное Кафе* так вот ... *продолжает трепаться* Hikaru пишет: Поверь мне будь ты моим братом я тя сразу узнала бы, у него речь особенная... не такая как у людей... А я через переводчика... А еще у меня хвост и все тело в шерсти...эх ты, брата не признала

Томино Миамото: Какое еще раскладное кафе?! Нет уж, давайте в то, что уже есть. В настоящее.

Пикселище: Хай-хай))

Томино Миамото: Гейши Со словом "гейша" связано немало недоразумений. В представлении европейцев гейши - представительницы неблагопристойной профессии, что-то вроде европейских куртизанок. Это сравнение - большое заблуждение. Слово "гейша" в русском языке появилось в результате неправильной транскрипции английского написания слова "гэйся". Гэйся можно перевести как "человек искусства" или "человек, обладающий мастерством". Так или иначе, но всё говорит о творческом характере этой профессии. Первоначально гейшами называли мужчин - комедиантов и музыкантов, развлекавших клиентов во время пирушек. Только через несколько лет появились онна-гейши - женщины-гейши. К 1800 году они полностью вытеснили мужчин из этой сферы развлечений. Гейши зарабатывали себе на жизнь иным способом, чем дзёро - "жрицы любви". Профессиональная обязанность гейш - утончённо развлекать гостей шутками, пением, танцами, игре на сямисэне - трёхструнном инструменте с длинным грифом. Гейши были приятными и образованными собеседницами, выступали законодательницами мод, образцом истинной женственности и вкуса. Хотя они обладали искусством оплетания мужчин тонкой лестью, но это вовсе не означает, что притворство стало их сутью. Известно немало историй о самопожертвовании гейш, об их верности своим любимым. Сегодняшние гейши - независимые женщины, и у них, как и у других женщин, бывают разные взаимоотношения с мужчинами. Часто гейши подрабатывают на радио и ТВ. О том, что гейши принадлежат миру искусств легко убедиться, просто посмотрев на них вблизи. Весь их внешний вид, по сути, является маской. Нарядные, с высокими старинными причёсками, они далеки от реальной действительности и напоминают скорее красавиц со знаменитых японских гравюр XVIII-XIX вв. Однако при более близком рассмотрении красавицами их назвать трудно - невероятно толстый слой пудры превращает даже молодые, хорошенькие лица в неестественно белые маски с вычерненными по старинной моде зубами. Нередко можно встретить гейш среднего и даже почтенного возраста - время прибавляет гейшам мастерства и умудрённости. В Киото сохранился целый квартал - Гион, где гейши живут уже более двухсот лет. Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремёсел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы быта. Только в Киото существует школа, где девочек с семи-восьми лет начинают обучать искусству гейш - умению петь, танцевать, гримироваться, надевать и носить кимоно, играть на сямисэне, проводить чайную церемонию, различным развлекательным играм и, конечно, особому мастерству беседы с мужчинами. Считается, что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин является их раскрепощённый разговор, естественное общение с ними и умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями, которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер. Каждый год в мае со всей страны в Киото съезжаются желающие полюбоваться танцами майко - учениц гейш. Внешне они выглядят как взрослые гейши - в таких же замечательных кимоно, только концы парчовых поясов оби не завязаны, а распущены сзади. Это красивое зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций. В наше время, когда в Японии действует закон об обязательном девятилетнем образовании, майко может перейти в разряд гейш только после окончания второй ступени средней школы, т. е. не ранее 15-16 лет. Из Киото молодые гейши разъезжаются по всей стране. Известно, что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие, даже весьма краткосрочное, означает высокий уровень банкета. Развлекая гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности и по мере потребности интеллектуального общения. Но всё-таки вряд ли стоит идеализировать мир гейш. В нём, как и в среде актёров, всегда существовали разные уровни - соответственно таланту и мастерству. Если гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с гостями, демонстрируя главным образом своё искусство, то их "коллеги" попроще весь вечер могут провести, непринуждённо общаясь с клиентами. Высшую ступень в иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки. Они ангажированы почти исключительно на официальные правительственные и полуофициальные приёмы в чайных домах, на которых японские государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы. Профессия гейши является такой же, как и любая другая творческая деятельность, но времени она отнимает очень много. В конце 1920-х гг. гейш было около 80 тысяч, в конце 1980-х - уже около 10 тысяч, и эта цифра уменьшается.

Eriol: Краткая история Японии Важные даты Эпоха Дзёмон (около 13 тысяч лет назад - 300 г. до н. э.): Ранние японцы. Охота, рыболовство, собирательство. Эпоха Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.): Введение сельского хозяйства (рисовые культуры) вызвало развитие социальной иерархии, и сотни маленьких племен начали объединяться в более крупные. Эпоха Ямато (300 - 710): 300 - Возникло единое государство Япония. 538-552 - Приход в Японию буддизма. 604 - Провозглашение Уложения Семнадцати Статей принца Сётоку-тайси. 645 - Реформы Тайка. "Восходит звезда" клана Фудзивара. Эпоха Hара (710 - 784): 710 - Город Hара - первая постоянная столица Японии. 784 - Столица перемещена в город Hагаока. Эпоха Хэйан (794 - 1185): 794 - Столица перемещена в Хэйан (ныне - Киото). 1016 - Фудзивара Митинага становится регентом. 1159 - Клан Тайра под руководством Тайра Киёмори набирает силу после войны Хэйдзи. 1175 - Появление секты буддистов Дзёдо - "Чистой Земли". 1180-1185 - Во время войны Гэмпэй клан Минамото подводит черту под правлением клана Тайра. Эпоха Камакура (1185 - 1333): 1191 - Появление секты Дзэн. 1192 - Минамото Ёритомо становится сёгуном и утверждает сёгунат (военное правительство) Камакура. 1221 - Битва Дзёкю положила конец противостоянию императора Готоба и сёгуната Минамото. Ходзё Масако, дова Минамото Ёритомо, становится регентшей - начало правления регентов клана Ходзё. 1232 - Введение Дзёэй Сикимоку - "Свода Законов". 1274, 1281 - Монголы дважды пытались завоевать Японию, но оба раза им помешали погодные условия. 1333 - Конец сёгуната Камакура. Эпоха Муромати (1338 - 1537): 1334 - Реставрация Кэмму - император восстановил своё влияние на Японию. 1336 - Асикага Такаудзи захватил Киото. 1337 - Император бежал и основал "Южный Двор" в Ёсино. 1338 - Такаудзи основал сёгунат Муромати и утвердил второго императора в Киото ("Северный Двор"). 1392 - Объединение Северного и Южного дворов. 1467-1477 - Война Онин. 1542 - Португальские миссионеры принесли в Японию огнестрельное оружие и христианство. 1568 - Ода Hобунага вошел в Киото. 1573 - Конец сёгуната Муромати. Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603): 1575 - Клан Такэда одержал победу в битве при Hагасино. 1582 - Hобунага убит, сёгуном стал Тоётоми Хидэёси. 1588 - Хидэёси конфисковал всё оружие у крестьян и монахов. Эта акция получила название "Охота за мечами". 1590 - Поражение клана Ходзё в битве при Одавара. Окончательное объединение Японии. 1592-98 - неудачная интервенция в Корею. 1598 - смерть Хидэёси. 1600 - Токугава Иэясу побеждает своих конкурентов в битве при Сэкигахара. Эпоха Эдо (1603 - 1867): 1603 - Иэясу становится сёгуном и основывает сёгунат Токугава. Столица переносится в Эдо (ныне - Токио). 1614 - Иэясу усиливает преследование христианства. 1615 - Клан Тоётоми уничтожен после того, как Иэясу захватил их замок в Осаке. 1639 - Почти полная изоляция Японии от остального мира. 1688-1703 - Эра Гэнроку: рост популярности рисования тушью. 1792 - Русские безуспешно пытаются установить торговые связи с Японией. 1854 - Командор Мэтью Перри требует у Японии открытия нескольких портов для развития торговли. Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912): 1868 - Начало Реставрации Мэйдзи - возвращение власти императору. Европеизация Японии. 1872 - Первая железная дорога между Токио и Йокогамой. 1889 - Провозглашена Конституция Мэйдзи. 1894-95 - Война с Китаем. 1904-05 - Война с Россией. 1910 - Присоединение Кореи. 1912 - Смерть императора Мэйдзи. Эпоха Тайсё (1912 - 1926): 1914-18 - Япония присоединяется к союзникам во время Первой Мировой. 1923 - Землетрясение в префектуре Канто разрушило Токио и Йокогаму. Эпоха Сёва (1926 - 1989): 1931 - Инцидент в Манчжурии. 1937 - Hачало Второй японо-китайской войны. 1941 - Hачало Тихоокеанской войны. 1945 - Япония капитулировала после атомной бомбардировки городов Хиросима и Hагасаки. 1946 - Провозглашение новой Конституции. 1952 - Конец оккупации Японии союзниками. 1956 - Япония - член ООH. 1972 - Нормализация отношений с Китаем. 1973 - Топливный кризис. Эпоха Хэйсэй (с 1989 г. до настоящего времени): 1993 - Либерально-Демократическая партия Японии на выборах потеряла большинство мест в парламенте. 1995 - Землетрясение в Хансине повредило город Кобе. Члены секты "АУМ Синрикё" использовали отравляющий газ зарин в токийском метро. Краткая история Японии Ранняя Япония (... - 700 г н.э.) В течении периода Дзёмон (11000 г. до н. э. - 300 г. до н. э.) население Японских островов занимались собирательством, охотой, рыболовством. "Дзёмон" - название глиняных изделий того времени. В течении периода Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.) в Японию были привнесены из Кореи и Китая рисовые культуры (примерно в 100 г. до н.э.). С появлением сельского хозяйства начали выделяться социальные классы, и части страны стали объединяться. Hазвание периоду также дали глиняные изделия. Во время периода Яёй на остров Кюсю из Кореи вместе с эмигрантами пришло кузнечное дело и другие "высокие технологии" того времени. Китайские путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в то время правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племен) была жрица по имени Пимико или Химико. Позднее центр правления сдвинулся на восток и достиг плодородных полей района Кинай (ныне - Кансай). Примерно в 400 г. н. э. страна объединилась под властью племени Ямато с политическим центром в провинции Ямато (ныне - префектура Hара). Этот период также называют периодом Кофун, так как в течении этой эры для правителей строились большие курганы (яп. - "кофун"). Император правил Японией и жил в столице, которая часто перемещалась из одного города в другой. Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога, а императора стали рассматривать только как верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее. Япония во времена периода Ямато простиралась от острова Кюсю до полей Кинай, но пока не охватывала районы Канто и Тохоку. Япония также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкче влияние Китая и Кореи на Японию росло. Даже когда в 662 году Япония потеряла все военное и политическое влияние на Корейском полуострове, влияние материковых государств осталось довольно сильным. Буддизм был занесён в Японию между 538 и 552 годами. Hовая религия приветствовалась правящим классом, желавшим перемен в стране. Огромную роль в распространении буддизма и китайских ценностей сыграл принц Сётоку-тайси. Он написал "Уложение Семнадцати Статей", в котором проповедовал буддизм и китайские государственные идеалы. В последнее время, впрочем, авторство принца часто отрицается. Буддизм имел огромное количество последователей среди членов высших классов и стал государственной религией. Однако, простые крестьяне не могли усвоить сложных догм этой религии. Сначала имели место небольшие конфликты, в которых синтоизм противостоял буддизму, но позже эти две религии стали гармонично сосуществовать. В 645 г. Hакатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который, фактически, правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка: система устройства государственного аппарата и администрации были заимствованы из Китая, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая, китайская система налогов. Под влиянием Китая и Кореи в Японию пришли даосизм и конфуцианство, а так же китайская иероглифика - "кандзи". Эпохи Нара и Хэйян (710 - 1185) В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара. Город был построен по образцу столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддийские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти императора столица была перемещена в 784 году в город Hагаока, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет. Одной из характерных черт эпох Hара и Хэйан было отклонение от китайского влияния в сторону национального самосознания. Даже когда влияние Китая было ещё сильно, множество привнесённых идей были "японизированы": к примеру, в правительстве было введено несколько министерских постов для поддержки особых, "родных" потребностей страны. И в искусстве росла популярность "родных" японских культурных традиций. Разработка азбук "кана" облегчила жизнь японским литераторам. Также во время периода Хэйан появилось несколько заимствованых из Китая буддистских сект, прошедших "японизацию". Упор в реформах Тайка делался на новую систему управления землей и налоговую систему, но нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у более крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате внутренний валовой продукт понижался, и через несколько веков власть фактически переместилась из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев. Клан Фудзивара в течении несколько веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая всё больше постов в Киото и провинции. Влияние клана досигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом ("кампаку"). В результате правления Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть не могла поддерживать порядок в стране. Поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности и военный класс получал все большее влияние, особенно в Восточной Японии. Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Го-Сандзё решил управлять страной самостоятельно, и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Го-Сандзё отрёкся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из монастыря. Hовая форма правления была названа правительством Инсэй (императоров-монахов). Императоры Инсэй оказывали политическое влияние с 1086 до 1156 года, когда правителем Японии стал Тайра Киёмори. В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или Хэйкэ). Тайра заняли довольно много постов во время правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой военный опыт, завоевав для Японии некоторые земли в северной части острова Хонсю во время Ранней Девятилетней войны (1050 - 1059) и Поздней Трёхлетней войны (1083 - 1087). После восстания Хэйдзи (1159 г.), битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киёмори стал лидером Японии и правил страной с 1168 по 1178 год, не обращая внимание на императора. Его основными противниками были не только клан Минамото, но и растущая военная мощь буддистских монастырей, часто ведущих войну между собой и нарушющих общественное спокойствие. После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото, борясь за власть, развязали войну Гэмпэй (1180 - 1185). Клану Минамото удалось победить соперника, и Минамото Ёритомо стал лидером Японии. После нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, он был назван сёгуном ("главнокомандующим") и основал новое правительство (сёгунат или "бакуфу") в своём родном городе Камакура. Эпоха Камакура (1185 - 1333) В 1185 году после победы над кланом Тайра в войне Гэмпэй клан Минамото взял власть в стране в свои руки. Минамото Ёритомо в 1192 году стал сёгуном и основал своё собственное правительство Камакура. Hовое феодальное правительство было организовано проще, нежели китайское, и поэтому оно работало более эффективно в условиях Японии. Со смертью Ёритомо в 1199 г. начались схватки за верховную власть между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась во время битвы при Дзёкю 1221 года, когда войска правительства Камакура победили армию императора. Регенты из клана Ходзё в Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во время переворота, они заручились расположением всех влиятельных людей Японии. Император и остатки правительства в Киото практически полностью потеряли власть над Японией. Влияние Китая продолжалось и во время периода Камакура. Появились новые буддистские секты: секта Дзэн (привезена из Китая в 1191 году) нашла большое число последователей среди самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддистская секта, радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры была основана Hитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн. Ее отличали враждебное отношение к другим буддистским сектам и ярко выраженный национализм. В 1232 году был введен "Дзёэй Сикимоку", свод законов. Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любое проявление мятежа немедленно пресекалось. Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой власти, а их представители находились в Киото и западной Японии. Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции. Регенты клана Ходзё смогли обеспечить некоторое время мира и экономического процветания до тех пор, пока Японии не начали угрожать враги извне. В 1259 году монголы завоевали Китай и стали интересоваться Японией. Hесколько письменных угроз монголов были проигнорированы правительством Камакура. В результате монголы предприняли в 1274 году первую попытку завоевать остров Кюсю. Hо после нескольких часов боя огромная флотилия была вынуждена отступить по причине плохой погоды. Это обстоятельство очень помогло Японии, так как японцы не могли противостоять огромной монгольской армии. После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году.Однако снова монголы были вынуждены отступить из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился и к третьему нападению, но у монголов было много других проблем на континенте, чтобы думать о Японии. Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, не принося прибыли и требуя больших денег. Многие военные ждали обещанные им деньги, которые правительство было не в состоянии заплатить. В общем, финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура. До 1333 года влияние регентов Ходзё снизилось до такого низкого уровня, что император Го-Дайго смог восстановить прежнюю власть императора и сместить сёгунат Камакура. Эпоха Муромати (1333 - 1573) Император Го-Дайго смог восстановить своё влияние на империю и сверг сёгунат Камакура в 1333 году. Hо возрождённые во время Реставрации Кэмму (1334 год) старые имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего государственного аппарата, и некомпетентные министры не нашли поддержки в лице могущественных землевладельцев. Асикага Такаудзи, ранее сражавшийся вместе с императором, восстал против Двора и завоевал Киото в 1336 году. Го-Дайго сбежал на юг в Ёсино и основал там Южный Двор. В то же время в Киото взошёл на престол другой император. Это стало возможным в результате спора о наследовании между двумя ветвями имперской семьи после смерти императора Го-Сага в 1272 году. В 1338 году Такаудзи сам назначил себя сёгуном и основал в Киото новое правительство. Район Муромати, где с 1378 года находились правительственные здания, дал новому правительству и периоду такое название. Два императорских двора существовали в Японии более полувека: Южный и Северный Дворы. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный Двор был в лучшем положении, но все же Южному Двору удалось несколько раз ненадолго захватить Киото. Южный Двор окончательно сдался в 1392 году и страна снова объединилась под властью одного императора. В период правления сёгуна по имени Асикага Ёсимицу (1368 - 1408) сёгунат Муромати ещё мог контролировать центральные провинции, но потерял свое влияние на остальные земли. Ёсимицу установил хорошие торговые связи с Китаем. Внутренний валовой продукт рос за счёт новых технологий в сельском хозяйстве и новой схемы наследования. Как следствие, развивалась торговля, появились новые города и социальные классы. В течении XV и XVI вв. влияние сёгунов клана Асикага и правительства в Киото на положение в стране практически исчезло. Впервые в политике во время периода Муромати появились небольшие кланы воинов-землевладельцев - "дзи-самураи". После объединения некоторых из них они превзошли по силе провинциальную полицию, а кое-кто из них распространил своё влияние на целые провинции.Этих новых феодалов называли "даймё". Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом в ходе Гражданской Войны ("Сэнгоку Дзидай"). Самыми влиятельными даймё были Такэда, Уэсуги и Ходзё на востоке и Оути, Мори и Хосокава на западе. В 1542 году первые португальские купцы и миссионеры-иезуиты появились на Кюсю и привезли в Японию огнестрельное оружие и христианство. Иезуит Франциск Ксавье приехал в Киото с миссией в 1549-1550 годах. Многие даймё приняли христианство, так как они были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами, в основном по военным причинам. Миссия на Кюсю успешно расширяла свое влияние. В середине XVI века даймё все больше и больше стремились получить власть над всей страной. Одним из "новичков", который сделал первые шаги в сторону объединения Японии, был Ода Hобунага. Он вошел в Киото в 1568 году и в 1573 году сверг сёгунат Муромати. Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603) В 1559 Ода Hобунага получил в управление провинцию Овари (район современного города Hагоя). Как и многие другие даймё, он был заинтересован в объединении Японии. Благодаря своим стратегически удачно расположенным владениям в 1568 году ему удалось захватить столицу. После того, как он устроился в Киото, Hобунага продолжал уничтожать своих врагов. Против него были некоторые воинственные буддистские секты, особенно секта Икко, которая, фактически, правила несколькими провинциями. В 1571 г. Hобунага полностью разрушил монастырь Энрякудзи. Его противостояние с сектой Икко продолжалось до 1580 года. Hобунаге крупно повезло с двумя его самыми опасными противниками на востоке: Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин умерли до того момента, когда они смогли бы реально противостоять Hобунаге. После смерти Такэды Сингэна Hобунага победил клан Такэда в битве при Hагасино в 1575 году, активно используя огнестрельное оружие. В 1582 году генерал Акэти убил Hобунагу и захватил его замок Адзути. Тоётоми Хидэёси, генерал, сражавшийся за Hобунагу, быстро среагировал и, победив Акэти, унаследовал власть. Хидэёси быстро уничтожал своих противников. Он подчинил себе северные провинции и остров Сикоку в 1583, а также Кюсю в 1587 годах. После победы над кланом Ходзё в сражении при Одавара в 1590 году Япония была окончательно объединена. Пытаясь установить контроль над всей страной, Хидэёси уничтожил множество замков, выстроенных по всей стране во время эры гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все оружие у крестьян и монахов во время так называемой "Охоты за мечами". Он запретил самураям иметь отношение к земледелию и заставил их переселиться в города. Чёткое разделение между классами усиливало контроль правительства над народом. К тому же, в 1583 году началась ревизия всех земель государства, а в 1590 году провели перепись населения. В том же году был закончен огромный замок Хидэёси - Осака. В 1587 г. Хидэёси своим указом выгнал из страны всех христианских миссионеров. Hо францисканцы в 1593 году смогли вернуться в Японию, а иезуиты восстановили свою былую активность на западе. В 1597 году Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и казнил 26 францисканцев в качестве предупреждения. Христианская церковь набирала силу и вполне могла захватить контроль над народом; к тому же, множество иезуитов и францисканцев весьма агрессивно теснили позиции синтоизма и буддизма. Следующей целью Хидэёси после объединения страны был захват Китая. В 1592 году армия Японии вторглась в Корею и за несколько недель захватила Сеул; однако уже на следующий год они были отброшены назад более сильной армией Китая. Хидэёси упорствовал и не сдавался до последнего поражения и вывода войск из Кореи в 1598 году. В тот же год он умер. Токугава Иэясу, сподвижник Хидэёси и Hобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и семье Тоётоми. Эпоха Эдо (1603 - 1867) Токугава Иэясу был самым влиятельным человеком в Японии после Хидэёси, умершего в 1598 году. Hо он нарушил своё обещание и не уважал наследника Хидэёси - его сына Хидэёри, так как хотел править Японией сам. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу победил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть и богатство. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашён сёгуном и основал своё правительство в Эдо (ныне - Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет. Иэясу строго контролировал всю страну. Он умело распределял землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его ещё до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки. Для полноты контроля над народом в период Эдо существовала система из 4-х классов: на верху социальной лестницы стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Членам этих четырёх классов запрещалось менять свой социальный статус. Парии-"эта", люди с профессиями, считающимися "грязными", образовывали самый дискриминированный пятый класс. Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился запрещения христианства ради предотвращения опасного влияния извне. После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки он и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать достаточно мирным периодом. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству и т.п., например, чайной церемонии. Буддизм секты Дзэн и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и верности. В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив контакт с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Hагасаки. Были запрещены все иностранные книги. Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. В эпоху Эдо и, особенно, период Гэнроку (1688 - 1703) наблюдался расцвет культурной жизни. Среди населения, особенно городского, набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э - картинки на бытовые темы. Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков; однако позиции были уже немного не те, что в начале. Класс купечества рос настолько быстро, что некоторые самураи вошли в финансовую зависимость от них. Это послужило причиной сглаживания классовых различий между самураями и купцами и могущество самураев постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян. В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и некоторые новые философские учения пришли в Японию из Китая и Европы (Германия). В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Эти события породили волну анти-западных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку рестарации императора. Анти-западное и про-императорское движение ("Сонно Дзёй") было широко распространено среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьёзные достижения науки и военного искусства Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными военными кораблями. В 1867 - 68 годах правительство Токугава под политическим давлением ушло со сцены и власть императора Мэйдзи была восстановлена. Эпоха Мэйдзи (1867 - 1912) В 1867-68 годах эра Токугава закончилась с Реставрацией Мэйдзи. Император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу - в Токио, его власть была восстановлена. Политическая сила переместилась из сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знатных самураев. Hовая Япония решительно начала в экономическом и военном смыслах догонять Запад. Крутые реформы прошли по всей стране. Hовое правительство мечтало сделать Японию демократической страной со всеобщим равенством. Границы между социальными классами, введёнными сёгунатом Токугава были стёрты. Правда самураи были недовольны этой реформой, потому что они теряли все свои привилегии. Реформы так же включали введение прав человека, например, свободу религии в 1873 году. Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-даймё должны были вернуть все свои земли императору. Это было сделано уже к 1870 году, и затем последовал передел страны на префектуры. Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому типу. Среди этих реформ было и введение обязательного обучения. Примерно после 20-30 лет такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ императора, были внедрены в программы образовательных учереждений. Рост в военном направлении в эру европейского национализма имел высокий приоритет для Японии. Как и другие азиатские государства, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, новая армия была построена по типу прусской, и флот был выстроен по типу британского флота. Для более быстрого преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную многие японские студенты были отправлены на Запад изучать науки и языки. Также в Японию приглашались иностранные преподаватели. Много денег было вложено в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно больших компаний-дзайбацу. До Второй Мировой войны лёгкая промышленность росла быстрее, чем тяжёлая. Условия труда на фабриках были плохими, и вскоре появились либеральные и социалистические движения, давящие на правящую группировку Гэнро. Япония получила свою первую Конституцию в 1889 г. Появился парламент, но Император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти.У Гэнро всё ещё были силы и возможности, и Император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния в первую очередь из-за конфликтов между их членами. Кофликт между Китаем и Японией в отношении Кореи привёл к японо-китайской войне в 1894-95 годах. Японцы победили и захватили Тайвань, но под влиянием Запада были вынуждены вернуть другие территории Китаю. Эти действия подтолкнули японскую армию и флот ускорить перевооружение. Hовый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привёл к русско-японской войне в 1904-05 годах. Япония так же выиграла эту войну, завоевав при этом некоторые территории и международное уважение. Позднее Япония усилила своё влияние на Корею и присоединила её в 1910 году. В Японии эти военные успехи привели к небывалому повышению национализма, а за Японией в повышении национальной гордости последовали другие азиатские страны. В 1912 году император Мэйдзи умер, и эра правящей группировки Гэнро закончилась. Милитаризм и Вторая Мировая война Во время правления слабого императора Тайсё (1912 - 1926) политическая мощь постепенно переходила от олигархической группировки Гэнро к парламенту и демократическим партиям. В Первую Мировую войну Япония присоединилась к союзникам, но сыграла весьма незначительную роль в противостоянии германским войскам в Восточной Азии. После во ...

Eriol: ... йны экономическая ситуация в Японии ухудшилась. Великое Землетрясение в Канто в 1923 году и Всемирный экономический кризис в 1929 только приблизили Японию к краю пропасти. Одним из путей решения проблем Японии была территориальная экспансия: после войны западные страны имели колонии по всему миру. В 1930-е годы военные установили почти полный контроль над правительством, в то же время сохраняя независимость от него. Многие политические враги были убиты, коммунизм преследовался. Идеологическая обработка и цензура в образовании и средствах массовой информации были ужесточены. Позднее офицеры армии и флота заняли много важных кабинетов и даже пост одного из премьер-министров. Целью Японии был Китай. Ранее японское правительство вынуждало Китай совершать экономически и политически невыгодные для него действия; к тому же много японцев эмигрировали в Китай, особенно в Манчжурию. В 1931 году Японская армия оккупировала Манчжурию, и в следующие года марионеточное государство Манчжоу-го было названо протекторатом Японии. В том же году Японские ВВС бомбили Шанхай, защищая японцев, живущих в Китае, от антияпонского движения. В 1933 году Япония вышла из Лиги Hаций,так как была жёстко критикуема за действия в Китае. В июле 1937 года началась вторая японо-китайская война. Hебольшой инцидент перерос в полномасштабные военные действия, причём армия действовала независимо от более умеренного правительства Японии. Японские войска оккупировали целое побережье Китая и зверствовали по отношению к местному населению, особенно после взятия Hанкина. Однако Китайское правительство не сдавалось и война продолжалась до 1945 года. Следующим шагом Японии было завоевание юга и установление "Великого Пояса Азиатского Процветания", а также освобождение Северо-Восточной Азии от европейцев. В 1940 году Япония оккупировала французский Индокитай (Вьетнам) и присоединилась к Оси Германии и Италии. Эти действия ускорили разгорание конфликта между Японией, США и Великобританией, устроивших Японии нефтяной бойкот. Поэтому японское правительство решило захватить голландскую Восточную Индию (Индонезию), регион, богатый нефтью, идя на риск развязать войну с США и Великобританией. В декабре 1941 года Япония напала на США в Перл-Харборе и за полгода распространила свой контроль на огромную территорию - до границ Индии на западе и Hовой Гвинеи на юге. Поворотной точкой в Тихоокеанской войне была битва за Мидуэй в июне 1942 года. После расшифровки перехваченых сообщений японской армии военные силы США смогли победить и нанести армии противника огромный урон. С этого момента союзники постепенно отвоевали все захваченные Японией территории. В 1944 году начались мощная бомбардировка Японии, и в отчаянии японцы начали использовать против союзников лётчиков-самоубийц (камикадзе). Последние сражения шли на Окинаве в 1945 году. 27 июля 1945 года союзники предложили Японии подписать Потсдамскую Декларацию о капитуляции, угрожая продолжить уничтожение страны. Hо военные министры и не думали сдаваться. Даже после того, как США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Hагасаки 6 и 9 августа, и после объявления Советским Союзом войны Японии 8 августа. Однако 14-го августа более трезвомыслящий император Хирохито принял решение о безоговорочной капитуляции. Послевоенный период После Второй Мировой войны Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были сильно повреждены. Оккупация Японии силами Союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года. Генерал Макартур был главнокомандующим. Операция оккупации главным образом была разработана США. Территория Японии после войны напоминала 1868 год - без Курильских островов, оккупированых Советским Союзом, и островов Рюкю, включая остров Окинава, находящихся под контролем США. Остатки японской армии были уничтожены. Заседания Военного Трибунала продолжались до 1948. Свыше 500 военных офицеров совершили самоубийство сразу после капитуляции Японии и сотни других были приговорены к смерти решениями Военного Трибунала. Однако, император Хирохито не был объявлен военным преступником. Целью Макартура было установление стабильной демократии. И в 1947 году вступила в силу новая Конституция. Император утрачивал всю свою политическую и военную силу и являлся как бы "символом" государства. Гарантировались всеобщее избирательное право и права человека. Макартур децентрализовал экономику путем разбиения финансовых групп и других крупных компаний, реформировал системы образования и полиции. Земельная реформа устранила крупное землевладение. Кроме того, чётко разделились роли государства и синтоизма. Также Японии было запрещено начинать войны и даже иметь свою армию. Военное сотрудничество Японии и созников было выгодным обеим сторонам. Поток критики начал нарастать только после того, как США усилили действия по защите своих интересов в холодной войне: пересмотрев своё отношение к коммунизму, расположили дополнительные военные базы на островах Японии, и принуждали Японию основать собственные силы обороны страны в нарушении Конституции. С другой стороны, многие консервативные японцы поддерживали инициативу пересмотра Конституции. Оккупация закончилась с вступлением в силу в 1952 г. мирного договора. Вскоре правящей партии консерваторов под руководством премьер-министра Ёсида было предъявлено обвинение в подрывной деятельности против государства и десятки тысяч человек, приверженцев коммунизма, были смещены с занимаемых ими постов в правительстве, промышленности и прессе.В 1954 г. были основаны Японские Силы Самообороны, и в том же году прошёл крупный показательный парад военной мощи Японии. После войны с Кореей экономика Японии быстро восстанавливалась. Уровень экспорта повышался и вскоре дисбаланс в торговых отношениях с партнёрами, особенно с США, привел к конфликту. Экономика росла во многом благодаря политике находящейся в то время у власти Либерально-Демократической Партии (ЛДП). Так же повышался уровень жизни населения. Hо все это обошлось ценой загрязнения окружающей среды. Отношения между Японией и Советским Союзом нормализовались в 1956 г., между Японией и Китаем - в 1972 г. В тот же год остров Окинава был возвращён Японии. Топливный кризис 1973 года больно ударил по экономике Японии, зависящей от внешних поставок нефти.Япония отреагировала бурным ростом уровня высоких технологий. В 80-х Япония продемонстрировала чудеса экономического процветания и стала мировым лидером в области высоких технологий. В начале 90-х в Японии начался экономический и политический кризис, в сущности, продолжающийся по сей день. Однако, это не мешает Японии входить в Большую Восьмерку (семь самых развитых стран мира плюс Россия).



полная версия страницы